aorr.ru - Ассоциация оптовых и розничных рынков

143082, Московская обл., Одинцовский р-н, д.Раздоры, МКАД 65 км +7(499) 426-35-61, +7(499) 426-35-63 E-mail: info@aorr.ru

Главная Новости АОРР
Франция: рынки национального значения
06.04.2015  АОРР

В декабре прошлого года действующая в Российской Федерации государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции была дополнена подпрограммой "Развитие оптово-распределительных центров и системы социального питания", предусматривающей ежегодное выделение бюджетных средств на поддержку строительства ОРЦ вплоть до 2020 г. Оптово-распределительные центры призваны предоставить отечественным сельхозпроизводителям новые возможности для хранения и сбыта продукции, для которой каналы сетевого ритейла до настоящего времени остаются недоступными.

Зарубежные модели товаропроводящих систем сельскохозяйственной продукции, основополагающую роль в которых играют оптовые продовольственные рынки, давно привлекают внимание отечественных специалистов. В таких моделях используются короткие цепи поставки с минимальным участием посредников, предполагающие преимущественное вовлечение в оборот продукции локальных хозяйств, построение эффективной логистики, и как следствие, сокращение "продовольственной мили".

Представляем вашему вниманию материал о системе рынков национального значения Франции и ее флагмане — рынке парижского региона.

РЫНКИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЙ ПЕРИМЕТР 

Законодательные основы деятельности фрацузских рынков национального значения (marchés d'intérêt national, MIN) были заложены Декретом от 30 сентября 1953 г. № 53-959 "Об организации сети рынков национального значения". В 60-х годах прошлого столетия отдельными декретами такой статус был закреплен за каждым из ныне действующих MIN, входящих в Федерацию оптовых рынков Франции (FMGF). Из 20 продовольственных рынков, входящих в Федерацию оптовых рынков Франции, 3 не имеют статуса MIN (Лион, Ренн, Тур). Оптовый рынок Лиона, получивший статус рынка национального значения в 1966 г. и утративший его 1 августа 2008 г. (дата вступления в силу постановления от 7 декабря 2006 г. о деквалификации рынка), к тому же является единственным частным оптовым рынком во Франции.

В 2000 г. был принят Коммерческий кодекс Франции (законодательная часть), статьи L761-1—L761-11 которого, в частности, содержат: определение рынка национального значения; порядок присвоения рынкам и лишения их указанного статуса; положения об управлении рынками национального значения; о контрольном периметре; о штрафах. В 2007 г. были кодифицированы регламентарные положения о рынках национального значения (R761-1— R761-26) и в 2009 г. — постановления (A761-1— A761-16).

Рынки национального значения выполняют функцию публичной службы управления рынками, "предоставляющей оптовым торговцам и производителям услуги коллективного управления, специализированные в соответствии с особенностями некоторых сельскохозяйственных и пищевых продуктов" (часть 1 ст. L761-1) . Создаются такие рынки в целях благоустройства территории, улучшения качества окружающей среды и обеспечения продовольственной безопасности. Они работают в закрытом режиме, доступ на них предусмотрен исключительно для производителей и коммерсантов. Наделение рынков сельскохозяйственных и пищевых продуктов статусом рынка национального значения или создание такого рынка осуществляется декретом по предложению региональных советов. MIN могут размещаться на государственной или частной территории, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам публичного права или в зданиях, принадлежащих частным лицам (часть 5 ст. L761-1). Решение о деквалификации рынка национального значения выносится постановлением министра по делам торговли и министра по делам сельского хозяйства по предложению региональных советов, если деятельность рынка не соответствует целям, определенным в части первой, или общим организационным условиям, установленным в статье L761-10.

С русским переводом статей Коммерческого кодекса Франции, относящимся к рынкам национального значения, можно ознакомиться на нашем сайте (читать далее)

Залогом успешного развития рынков национального значения в условиях конкуренции с крупными дистрибуторскими торговыми сетями является институт специальных зон, именуемых контрольными периметрами. В течение длительного периода с помощью этого инструмента вокруг рынков национального значения создавались зоны, в которых оптовая торговля продуктами питания была запрещена. Мнение представителей Федерации оптовых рынков Франции по этому вопросу неизменно — "оптимальные условия для конкурентной продовольственной торговли и формирования справедливых цен создаются именно на рынках общенационального значения, соединяющих в одном месте предложение и спрос".

В соответствии со статьей L730-4 Коммерческого кодекса Франции, в редакции от 21 сентября 2000 года, вокруг рынка национального значения мог устанавливаться защитный периметр (périmètre de protection), в пределах которого запрещались все виды оптовой торговли продуктами из ассортиментного перечня рынка (для каждого MIN перечень продуктов устанавливался постановлением соответствующего министерства). Положения о защитном периметре, изначально введенные декретом об организации сети рынков национального значения, в 2004 г. подверглась пересмотру в связи с выходом ордонанса об упрощении нормативного регулирования деятельности предприятий. Защитный периметр стал именоваться "périmètre de référence" — референциальный (контрольный) периметр. Безоговорочный запрет на оптовую торговлю внутри периметров был отменен, ассортиментые перечни "защищенной" продукции пересмотрены. Также устанавливался крайний срок полной отмены контрольных периметров, как ограничивающих свободу предпринимательства, — 25 марта 2034 г. В июне 2006 г. эти положения были заменены статьями L761-4 — L761-8 новой редакции Коммерческого кодекса Франции. С отменой законодательного запрета на оптовую торговлю и введением в пределах контрольных периметров разрешительного режима, конкуренты MIN, в частности, немецкая компания Metro Cash & Carry получили возможности для размещения своих магазинов в ранее недоступных районах.

В 2010 г. законодательство о рынках национального значения подверглось атаке со стороны сторонников либерализации. Катрин Вотрен, депутат от департамента Марна представила Национальному собранию Франции реформаторский законопроект, позже клишированный средствами массовой информации как "поправка Метро". По мнению некоторых обозревателей, эта законодательная инициатива была инспирирована оптовой сетью METRO Cash & Carry, хотя официально преподносилась как мера, направленная на приведение законодательства в соответствие с директивой Европейского союза по либерализации услуг, принятой в марте 2005 г. (директива Болкенштайна). Поправкой предполагалась безоговорочная отмена положений Коммерческого кодекса Франции о контрольном периметре. Однако французским сенатом была утверждена иная редакция, в соответствии с которой размещение внутри контрольной зоны помещений для оптовой торговли продуктами, входящими в специальный перечень, стало беспрепятственным для торговых помещений площадью менее 1000 кв. метров. Для размещения помещений, площадь которых превышает указанное значение, требуется разрешение административного органа (префектуры). Необходимым условием получения разрешения является отсутствие свободных площадей на территории рынка национального значения, вокруг которого образован контрольный периметр:

  • Заявитель направляет префекту досье, состоящее из двух частей. В первой части указывается необходимая торговая площадь и технические характеристики проекта.
  • Префект обращается к управляющему рынком национального значения с запросом, в состоянии ли тот удовлетворить потребность заявителя путем предоставления ему в аренду необходимых площадей в пределах территории рынка.
  • Отсутствие ответа в течение 6 недель расценивается как отказ, и заявитель уведомляется об удовлетворении его заявки на размещение помещений для оптовой торговли внутри контрольного периметра.
  • Если управляющий рынком обладает запрашиваемой заявителем площадью, то первый формулирует для последнего условия занятия площадей на территории рынка.
  • Если заявитель отказывается от предложенных условий или не дает ответа в течение 15 дней, в действие вступает префект, который, в соответствии со второй частью досье заявителя, содержащей детальный проект размещения площадей для оптовой торговли вне территории рынка, обязан выразить свое мнение по поводу соответствия проекта целям благоустройства территории и ее устойчивого развития (улучшения экологического состояния)
  • Суммарная продолжительность обоих этапов процедуры утверждения не должна превышать трех месяцев. Отсутствие мотивированного отказа по истечении указанного периода означает утверждение заявки на размещение площадей для оптовой торговли внутри контрольного периметра рынка национального значения (Marchés d’intérêt national: vers la disparition du périmètre de référence, Les Marchés Hebdo №95, 21 апреля 2011 г., с. 15).

 

РЫНОК НАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПАРИЖСКОГО РЕГИОНА

 

 

MIN Париж-Рэнжис — крупнейший продовольственный рынок в мире — был официально открыт 3 марта 1969 г., после переезда арендаторов рынка Les Halles, история которого насчитывает 8 веков, из 2-го округа Парижа в департамент Валь-де-Марн (коммуны Рэнжис и Шевийи-Ларю, около 15 км от центра столицы). Рынок был создан декретом № 62-795 от 13 июля 1962 г., а управляющая компания — общество со смешанным капиталом Semmaris — учреждено декретом № 65-325 от 27 апреля 1965 .

Суммарный оборот торговых предприятий рынка (2015 г.) – 8,8 млрд. евро; количество предприятий – 1200; количество наемных работников – 11 774; площадь – 234 га; площадь сданных в аренду торговых мест – 1,1 млн. кв. м - 93,31% (Qui fait quoi à Rungis - Guide offi ciel des produits et services, Semmaris, 2015).

Государственно-частная смешанная компания по обустройству и управлению рынком национального значения Парижского региона — Semmaris (Société d'économie mixte d'aménagement et de gestion du Marché d'intérêt national de la région parisienne) — воплощает в себе концессионный механизм, используемый государством для организации публичной службы управления рынком. Изначально уставный капитал общества составлял около 4 млн. евро (в 2013 г. — 14,7 млн.). Основными акционерами Semmaris были: государство, город Париж и государственный финансовый фонд Caisse des dépôts. В 2007 году, когда государством было принято решение о продаже 33,34% акций частному инвестору — компании Altarea (стоимость пакета акций — 45 млн. евро), капитал Semmaris распределялся следующим образом:

Государство — 56,85 % ;
Город Париж — 16,50 % ;
Департамент Валь-де-Марн — 7 % ;
Фонд Caisse des dépôts et consignations — 5,76 % ;
Частные акционеры (в т.ч. оптовики) — 13,89 %.

В настоящее время акционерами Semmaris являются:

Groupe Altarea — 33,34%;
Государство — 33,34%;
Город Париж — 13,19%;
Департамент Валь-де-Марн — 5,60%;
Фонд Caisse des dépôts et consignations — 4,60%;
Частные акционеры (в т.ч. оптовики) — 9,93%.

 

 

По данным на 31 декабря 2013 г., оборот Semmaris (млн. евро) составляет 97; прибыль — 16 (в т.ч. 3 — прибыль зарубежных дочерних компаний); собственные средства — 157; чистая выручка — 36; дивиденды государства — 1,7 (Rapport annuel 2014, p. 39, Agence des participations de l’État).

 

 

Объем первоначальных инвестиций, имевших целью приобретение дополнительных земельных участков, строительство и оборудование зданий составил около 350 млн. евро. Финансирование осуществлялось за счет государственных субвенций (50 млн. евро) и кредитов публичных организаций, в частности, Фонда экономического и социального развития. Постепенно предприятие перешло на самофинансирование за счет амортизационных отчислений, ежегодно аккумулируя для целей модернизации до 20-25 млн. евро. В 1996 г. была запущена программа масштабной реконструкции рынка Париж-Рэнжис, обусловленная введением в Евросоюзе новых норм гигиены и продовольственной безопасности, необходимостью переоборудования холодильных и канализационных систем, совершенствования процессов утилизации отходов. Были последовательно модернизированы павильоны субпродуктов, сыров, мясных изделий, морепродуктов, овощей и фруктов. В 1995-2002 гг. на эти цели было потрачено 180 млн. евро и предусмотрено выделение 160 млн. евро на период 2003-2008 гг. В то же время назревала необходимость изменения некоторых юридических условий концессионного соглашения. В частности, период действия концессии, первоначально составлявший 30 лет (начиная с 1969 г.) не соответствовал срокам окупаемости капитальных вложений, а исключительное право собственности государства на объекты комплекса недвижимости лишало частных предпринимателей, торгующих на рынке, интереса к капиталовложениям (M. Spielrein, Investissements et concession de service public pour le marché international de Rungis, PCM Le Pont, Novembre 2003, p. 7-9).

В 2003 году срок действия концессионного соглашения был увеличен до 31 декабря 2034 г., а в феврале текущего года продлен в очередной раз — до 31 декабря 2050 г.

 

 

 

В октябре 2014г. изданием Le Figaro была опубликована статья, ставшая предметом крайней озабоченности представителей профессиональных ассоциаций и объединений оптовых торговцев рынка Париж-Рэнжис и некоторых деятелей местного самоуправления, в которой, в частности, высказывалось мнение о возможном намерении государства продать принадлежащий ему пакет акций (33,34%) группе Altarea в целях аккумулирования средств, необходимых для финансирования приоритетных проектов жилищного строительства.

 

 

 

Границы контрольного периметра рынка национального значения Париж-Рэнжис установлены статьей 3 декрета № 62-795 от 13 июля 1962 г. о создании рынка . В зону периметра входят следующие территории:

  • город Париж;
  • департаменты О-де-Сен, Сен-Сен-Дени и Валь-де-Марн;
  • свыше 80 кантонов, входящих в департаменты Эсон, Валь-д’Уаз, Ивелин, Сен-е-Марн.

     

 

 

Площадь контрольного периметра рынка национального значения Париж-Рэнжис составляет приблизительно 3149 кв. км, т.е. 26% от общей площади Парижского региона (Иль-де-Франс) — Максимальная удаленность границы периметра от рынка (км): север - 60,7; юг - 30,6; запад - 36,4; восток – 48.

Компания METRO, разместившая 2 магазина в 18-м (2008 г.) и 12-м (2010 г.) округах Парижа, т.е. внутри контрольного периметра рынка Париж-Рэнжис, руководствуется корпоративной логикой, в соответствии с которой время, затрачиваемое клиентами METRO на дорогу до ближайшего магазина сети, не должно превышать 30 минут. Представители синдиката оптовых торговцев рынка национального значения Париж-Рэнжис (UNIGROS), выражают обеспокоенность по поводу "наступления" немецкой сети, вспоминая об обязательствах, которые брало на себя государство, побуждая торговцев рынка к переезду из центра Парижа в Рэнжис. Защитный периметр служил гарантией того, что освобожденная оптовиками зона влияния не будет занята их конкурентами. "Переезд был осуществлен для того, чтобы "разгрузить" Париж. Сейчас мы наблюдаем обратное. Мы потеряем своих клиентов, которые предпочтут оставаться в Париже, нежели растрачивать время в пробках" (Metro s'attaque aux privilèges de Rungis, Le Parisien, 15.02.2010).

Коммерческим распространением управленческого опыта и ноу-хау компании Semmaris занимается подразделение Rungis Consultant, оказывающее консультационные услуги зарубежным заказчикам. Ее главными европейскими партнерами являются Бельгия и Великобритания. На азиатском направлении Semmaris активно развивает сотрудничество, в частности, с Китаем (одной из форм кооперации является создание совместных управляющих рынками компаний). В России Semmaris в 2007 г. оказывала консультационные услуги при строительстве московского распределительного центра «Виктория», а в 2013 г. компанией было подписано консультационное соглашение с группой С-Фрут Альянс, планирующей строительство логистического комплекса близ Санкт-Петербурга.