aorr.ru - Ассоциация оптовых и розничных рынков

143082, Московская обл., Одинцовский р-н, д.Раздоры, МКАД 65 км +7(499) 426-35-61, +7(499) 426-35-63 E-mail: info@aorr.ru

Главная Новости Госрегулирование Проблемы с логистикой из-за Covid-19 решит сеть ОРЦ
Проблемы с логистикой из-за Covid-19 решит сеть ОРЦ

Распространение  коронавируса в России обострило ряд проблем в производстве и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Среди них сложности с логистикой и доставкой, нехватка современных мощностей для хранения товара, по-прежнему высокая зависимость не только от ряда зарубежных компонентов, технологий, квалифицированных специалистов, но и рядовой рабочей силы. С какими рисками столкнулась отрасль и как их можно преодолеть, рассказал генеральный директор холдинга «РосАгроМаркет» (реализует проект создания в стране сети ОРЦ) Богдан Григорьев.

- Как пандемия Covid-19 повлияла на российский АПК? Какие сегменты рынка пострадали (пострадают) больше остальных? Как изменилась логистика?

- Стоит признать, что отечественная сельскохозяйственная отрасль пострадала от распространения коронавируса по стране и миру все-таки не так значительно, как ряд других секторов экономика, как, например, туризм или авиаперевозки. Но опосредованное влияние на те или иные части бизнеса производители продуктов питания, безусловно, ощутили. Так, главная проблема, с которой они уже столкнулись и продолжат сталкиваться в ближайшем будущем – это нарушение сложившихся прогнозных балансов поставок продовольствия. Эти балансы согласовываются между многими участниками рынка – сетями, поставщиками, переработчиками, оптовиками и так далее, и если спрос на отдельные позиции значительно превышает средний уровень, это сразу же может нанести удар по сложившимся логистическим и производственным цепочкам.

Даже при наличии складских запасов объемы многих производств очень трудно нарастить за несколько дней – например, только на выращивание бройлера уходит почти полтора месяца. Это конечно накладывает свой отпечаток на логистику, ее приходится перестраивать, что несет дополнительные издержки. Ситуация с Covid-19 осложняется девальвацией рубля. С учетом того, что Россия по-прежнему зависит от импорта ряда составляющих производства продовольствия, в частности от поставок генетического материала, семян, кормовых компонентов, техники, запчастей и т. д., роста себестоимости сельхозпродукции не избежать.

- А существует ли на агропродовольственном рынке дефицит рабочих рук? Ведь многие сезонные рабочие из-за закрытия границ не смогли попасть в Россию.

- Конечно, в ряде аграрных компаний ощущается дефицит рабочей силы, в первую очередь это касается мигрантов из стран ближнего зарубежья. Но есть и сложности с нехваткой местных кадров, ведь многие хозяйства собирают рабочих в соседних населенных пунктах, иногда и соседних областях, а в отдельных регионах – в том же Краснодарском крае - любые передвижения сильно затруднены. Также есть ограничения, касающиеся развоза готовой продукции, что приводит к разрывам цепочки поставок.

- Какая поддержка бизнеса в сложившихся условиях могла бы быть, на ваш взгляд, наиболее эффективной?

- В этом вопросе я бы в первую очередь тоже заострил внимание на логистике. В СМИ уже неоднократно звучала информация о том, что фермеры в отдельных регионах, например, стали утилизировать нереализованные ранние овощи, так как точки их сбыта – ярмарки, рынки – на время введенного президентом режима «нерабочих дней» были закрыты. Здесь как раз и не помешали бы меры поддержки по выстраиванию цепочки поставок продуктов питания от поля до прилавка: раз овощи пока нельзя продать на рынке, значит нужно обеспечить их сбыт другими путями. Если бы в стране уже была развита сеть оптово-распределительных центров, то этой проблемы, скорее всего, не возникло даже несмотря на введенные ограничения.

Впрочем, есть проблемы доставки товаров не только от производителей до точек сбыта, но и до покупателей. Из-за возросшей нагрузки системы доставки самого ритейла нередко не справляются. Сроки получения заказа пока слишком долгие – минимум пять-семь дней. Чтобы обеспечить возросший спрос, оказалось недостаточно расширить штат курьеров и найти дополнительный транспорт. Цепочка поставок опять упирается в ограниченность имеющихся ресурсов распределительных центров. При этом увеличивать их сейчас для тех же торговых сетей не имеет большого смысла - когда спрос вернется в норму, эти дополнительные мощности окажутся лишними.

- Здесь тоже могла бы помочь сеть ОРЦ?

- Безусловно. В стране в принципе наблюдается дефицит распределительных центров, качественными современными площадями обладают только крупные игроки рынка - федеральные сети, а также агрохолдинги, переработчики, дистрибьюторы. Возведение мультитемпературного ОРЦ стоит миллиарды рублей, окупаемость таких проектов составляет более 10 лет. А при площадях меньше 5-10 тыс. квадратных метров возводить подобные распредцентры просто нерентабельно. Поэтому малые и средние игроки вовсе не могут себе позволить строить отдельно под себя такие мощности. Один же оптово-распределительный центр вмещает до 200 поставщиков всех категорий продукции: овощей, фруктов, молочной, мясной продукция, рыбы и т. д. С точки зрения транспортной логистики с ОРЦ возможна организация единых маршрутов, формирование сборных грузов от нескольких поставщиков для нескольких покупателей. Ну и, конечно же, с точки зрения онлайн-торговли гораздо выгоднее продвигать платформу, объединяющую сотни поставщиков, нежели индивидуальный онлайн-магазин каждого отдельного поставщика.

- Отразилась ли как-то пандемия на реализации вашего проекта?

- Оптово-распределительный центр под Новосибирском мы планируем ввести в эксплуатацию во втором квартале 2020 года. Этот срок по-прежнему актуален, хотя эпидемиологическая ситуация, конечно, вносит свои коррективы. Чтобы избежать дополнительных задержек мы постоянно мониторим строительный и продовольственный рынок на случай появления рисков для запуска объекта.