aorr.ru - Ассоциация оптовых и розничных рынков

143082, Московская обл., Одинцовский р-н, д.Раздоры, МКАД 65 км +7(499) 426-35-61, +7(499) 426-35-63 E-mail: info@aorr.ru

Главная Новости Госрегулирование Новосибирская область: поддержка торговли в отдаленных селах
Новосибирская область: поддержка торговли в отдаленных селах

В рамках развития торговли в Новосибирской области правительством региона запланированы дополнительные средства из бюджета на субсидии предприятиям, торгующим в малых и отдаленных населенных пунктах. Они предусматривают компенсацию транспортных расходов, работу с местными фермерами, создание механизмов для увеличения количества автолавок. «Здесь важны и развитие бизнеса, и большая социальная функция – обеспечение населения качественными продуктами питания по приемлемым ценам. Поэтому мы ежегодно планируем в бюджете средства на поддержку таких организаций. В основном это организации системы потребительской кооперации», – сказал губернатор Андрей Травников.

Глава Новосибирской области Андрей Травников заявил, что стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах региона, в том числе путем предоставления различных форм господдержки, является одной из важнейших стратегических задач правительства области.

«Здесь важны и развитие бизнеса, и большая социальная функция – обеспечение населения качественными продуктами питания по приемлемым ценам. Поэтому мы ежегодно планируем в бюджете средства на поддержку таких организаций. В основном это организации системы потребительской кооперации. В нашем регионе удалось сохранить разветвленную торговую сеть Облпотребсоюза. И в 2019г. решено увеличить сумму поддержки организаций, осуществляющих торговлю на сельских территориях, до 21 млн руб.», – сказал Травников, отметив, что в области есть 423 населенных пункта, расположенных далее 11 километров от районных центров.

Член ОП РФ, председатель комиссии по социальной поддержке граждан и качеству жизни, сопредседатель Союза потребителей РФ Владимир Слепак считает подобную поддержку целесообразной: «Сегодня практически во всех регионах есть труднодоступные районы, маленькие села. И в них потребкооперация всегда занимала свою нишу, создавала наборы продуктов питания, товаров народного потребления и обеспечивала ими именно конкретные населенные пункты. Это небольшие сельскохозяйственные рынки или просто индивидуальные предприниматели. Потребность в этих предприятиях сохранилась, они не только активизируют социальную сферу, но и помогают развивать экономику населенного пункта, в том числе решают вопросы занятости населения – вопросы, которые в селе стоят особенно остро.

Если фермеры (или просто пенсионеры) поймут, что потребительская кооперация готова с ними сотрудничать, если она будет эти товары покупать для дальнейшей перепродажи, то у муниципальной власти есть все шансы сформировать по старому советскому принципу эффективную товаропроводящую сеть, которая обеспечит население всем необходимым.

Даже в городах сегодня количество таких товаропроводящих сетей ограничено. В основном это ретейл, причем с иностранным капиталом. Эти предприятия не думают о тех задачах, которые стоят перед государством, о том, что говорит президент. Они торгуют по ценам +300–700%, и это неоднократно подтверждалось проверками прокуратуры. А вот создание товаропроводящих сетей ориентировано на те 20 млн человек, которые по официальной статистике живут за чертой бедности. Оно будет очень хорошим регулятором для стабилизации цен в магазинах. Данный проект надо развивать не только в отдаленных районах, но и в целом по стране. У граждан должен быть выбор, только тогда у нас сформируется добросовестная конкуренция в одном из самых слабых звеньев госполитики – потребительской кооперации.

Существующий закон о торговле не решает те социальные проблемы, которые есть в российских селах. Во всех странах мира он работает по-другому. Там в основе его не промоакции и система бонусов, а социальный ассортимент – 20 наименований продуктов, которые являются основой всех расчетов. И на них разрешена лишь пятипроцентная наценка. Вот так формируется система обеспечения социально незащищенных слоев населения.

То, что предлагается в Новосибирской области, нужно распространять во всех регионах. Это хорошо известный способ, который работал в советское время, своеобразная интервенция продуктов питания, которая является регулятором рынка».

Отметим, одной из основных нагрузок на торговлю в малых и отдаленных населенных пунктах являются расходы на логистику. За прошедшие полгода правительством Новосибирской области предоставлено 85 субсидий на компенсацию доставки товаров в села на сумму 12,5 млн руб. С сентября величина такой субсидии увеличена до 500 тыс. руб.

По мнению гендиректора Агентства экономического развития и предпринимательства Александра Елагина, такая компенсация поможет тем, кто занимается торговлей в сельской местности.

«Социальная составляющая механизма господдержки понятна. Но и для бизнеса есть преимущества: компенсация затрат на логистику, налоговые преференции, другие меры поддержки – все это очень помогает. Конечно, в отдаленных селах есть такие факторы, как низкая покупательская способность, проблемы с доставкой, инфраструктурой, кадрами. Смысл открываться в подобных условиях для предпринимателя на первый взгляд теряется. Но важно помнить, что в таких местах рыночная экономика работает немного по другим правилам: господдержка убивает конкуренцию, да, но ведь и конкуренция там небольшая. В таких условиях, помимо финансовой поддержки, необходимо помочь с сокращением бюрократических барьеров и фискальной нагрузки, снизить давление проверяющих органов (которым нужно тоже выполнять определенные планы). Проверки нужны, но также нужно дать бизнесу спокойно жить, зарабатывать, делать свое дело», – говорит Елагин.

Добавим, Минпромторгом Новосибирской области разработан и отправлен в Минфин РФ механизм господдержки проекта «Автолавка в село». Введение дополнительной субсидии в сумме до 3 млн руб. на эти цели позволит приобрести еще девять машин на базе автомобиля ГАЗ и создать условия для обеспечения товарами и продуктами жителей 333 сел, в которых отсутствует стационарная торговля.