aorr.ru - Ассоциация оптовых и розничных рынков

143082, Московская обл., Одинцовский р-н, д.Раздоры, МКАД 65 км +7(499) 426-35-61, +7(499) 426-35-63 E-mail: info@aorr.ru

Главная Новости Санкт-Петербург В Ленобласти могут пересмотреть инвестпроект зернового терминала
В Ленобласти могут пересмотреть инвестпроект зернового терминала

Власти  Ленобласти  решили  отозвать свое согласование на размещение зернового терминала в бухте Батарейная Ломоносовского района. Инвестором проекта выступает ГК «Содружество», в которой эти действия признали неожиданностью. По словам собеседников “Ъ”, причины решения исключительно политические: в сентябре в Ленобласти состоятся выборы губернатора, а против строительства тем временем выступает общественность. Аналитики называют проект привлекательным и не исключают пересмотра некоторых его параметров в 2020 году.

Вчера пресс-служба администрации Ленобласти сообщила, что отзывает свое согласование на размещение зернового терминала в бухте Батарейная Ломоносовского района. В сообщении говорится, что необходимо проведение независимой экологической экспертизы с привлечением Минприроды РФ.

«Кроме того, вызывает сомнение необходимость строительства нового терминала, учитывая уже построенные и проектируемые портовые комплексы на Балтике. Также губернатор (Ленобласти Александр Дрозденко.— “Ъ”) согласен с определенными доводами об отсутствии необходимости размещения терминала в этом месте, которые приводят общественные организации»,— отмечается в заявлении властей. Собеседник “Ъ”, близкий к администрации Ленобласти, подчеркивает, что власти действительно столкнулись с резким сопротивлением населения. Однако, отмечает он, проект приостановлен, о полном отказе пока речь не идет, необходимо проанализировать экологические риски.

ГК «Содружество» называет себя крупнейшим переработчиком масличных культур на территории СНГ. По итогам 2019 года компания стала крупнейшим аграрным экспортером, говорится на сайте группы. Группа принадлежит Александру и Наталье Луценко, состояние которых Forbes оценивает в $850 млн и $425 млн соответственно. За последний финансовый год продажи «Содружества» достигли $2,6 млрд, объем переработки — более 3 млн тонн.

Активное расширение российских портовых мощностей на Северо-Западе, особенно Усть-Луги, началось после требования Кремля по перенаправлению грузов из Прибалтики на российские терминалы. Среди крупных инвестпроектов по развитию инфраструктуры на Северо-Западе — порты Высоцк, Приморск и Усть-Луга. К 2024 году «Новотранс» планирует ввести новый терминал Lugaport для перевалки зерновых, пищевых, генеральных и навалочных грузов с общим объемом 24,26 млн тонн в год.

В администрации Ленобласти не смогли оперативно предоставить уточняющую информацию, сославшись на то, что извещение еще не отправлено инвестору проекта — ГК «Содружество». Компания планировала вложить около 35 млрд рублей, в том числе инвестировать в устройство акватории и подходного морского канала 8 млрд рублей.

В ГК «Содружество» сообщили “Ъ”, что узнали об отзыве согласования размещения терминала из прессы. По словам источника “Ъ” в отрасли, причины этих действий правительства Ленобласти исключительно политические. Земля в бухте Батарейная находится в федеральной собственности, проект строительства терминала входит в программу экспорта АПК, программой развития этой территории предусмотрен проект экспорта продукции АПК, говорит он. В регионе развиваются проекты «Ультрамара» и «Новотранса», поэтому, не исключает собеседник “Ъ”, защищаются их интересы. По его словам, к инвестициям в портовые проекты сейчас подходят с особой осторожностью, ГК «Содружество» может также развивать южное направление для перевалки зерна.

По данным Ассоциации морских торговых портов России, перевалка зерна в морских портах России в 2019 году сократилась на 30,9%, до 38,6 млн тонн, по сравнению с годом ранее. Однако экспортная составляющая грузооборота РФ показывает стабильный рост и тенденции к снижению в ближайшее время не предвидится, говорит региональный директор структурного подразделения Kuehne + Nagel в Петербурге Анастасия Кизулева. Для бухты Батарейная это не первый инвестпроект, напоминает Надежда Малышева из Portnews: ранее экспортировать отсюда нефтепродукты с Киришского НПЗ собирался «Сургутнефтегаз».

Против строительства терминала в этом районе Финского залива выступали активисты, отмечая, что место пользуется популярностью для отдыха, кроме этого, портовые проекты, по их мнению, могли навредить экологии региона. Руководитель центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов соглашается, что решение принято с политической точки зрения. Он напоминает, что активисты также выступают против строительства угольного терминала в Приморске. В сентябре 2020 года в ряде регионов, в том числе в Ленобласти, состоятся выборы губернаторов. Господин Дрозденко уже объявил о планах участвовать в них.

Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров полагает, что в регионе могли возникнуть риски профицита мощностей для перевалки зерновых грузов, учитывая высокие темпы строительства терминала «Новотранса». Между тем грузовая база ГК «Содружество» сосредоточена в Калининградской области. Решение проблемы заброшенных объектов Минобороны в бухте Батарейная за счет ГК «Содружество» выглядело очень привлекательным, говорит эксперт. Вероятно, предполагает он, в 2020 году переговоры между правительством региона и инвестором могут быть продолжены, а решение пересмотрено с учетом мнения общественных организаций и Минприроды, а также возможного изменения места расположения терминала.

Обновление: После выхода материала “Ъ” в Минтрансе заявили, что ведомству совместно с Минэкономразвития, Минприроды, ОАО «РЖД», правительством Ленинградской области и другими причастными структурами была поручена реализация плана мероприятий, предусматривающего строительство производственно-логистического комплекса в бухте Батарейной Ленинградской области. Этот план включает в себя передачу инвестору земельного участка в долгосрочную аренду, создание искусственного земельного участка на водном объекте, строительство нового портового зернового терминала в бухте Батарейная, обустройство морского пункта пропуска и развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к планируемому терминалу. В настоящее время "дорожная карта" находится в стадии реализации, подчеркнули в Минтрансе. Отзыв согласования правительством Ленобласти в ведомстве оставили без комментариев.

Яна Войцеховская