65 km MKAD, Moskovskaya Oblast, Russia, 143082, +7(499) 426-35-61 +7(499) 426-35-63 E-mail: info@aorr.ru

Home News Regions В России будут строить оптово-распределительные центры
В России будут строить оптово-распределительные центры

Уже  не  первый  раз Минсельхоз  пытается организовать в России сеть оптово-распределительных центров сельскохозяйственной продукции, объединяющую производителей со всей страны. Поможет ли это средним и малым аграриям?

Инициатива Минсельхоза и преимущества ОРЦ

Несмотря на всестороннюю поддержку государством сельского хозяйства, по-прежнему крайне остро стоит вопрос реализации поставляемой продукции. Согласно статистики, еще при сборе, транспортировке и особенно хранении погибает свыше 30% объема полученного урожая овощей и ягод, а также до 25% фруктов.

Руководитель Национального союза овощепроизводителей Михаил Глушков убежден, что вся инфраструктура отечественной сельскохозяйственной отрасли устарела на несколько десятилетий. Большинство овощехранилищ существуют со времен Советского Союза, а потому не оснащены энергосберегающими технологиями. Складские же помещения не имеют узкой специализации. А потому хранимая в них продукция в лучшем случае быстро утрачивает товарный, конкурентоспособный вид, в худшем - пропадает.

Потенциальные оптово-распределительные центры (ОРЦ) должны устранить эти трудности за счет собственной информационной платформы, позволяющей удаленно заключать договора, договариваться о сервисных и логистических услугах, а оплачивать их здесь же, через электронную систему. С их помощью удастся не только объединить под одной крышей разрозненных производителей и минимизировать их потери, но и уменьшить колебания цен на продукты в разные сезоны.

В планы Минсельхоза и Внешэкономбанка входит создание к 2030 году 36 подобных объектов регионального и межрегионального масштаба при поддержке российских и иностранных частных инвесторов. Государство в свою очередь будет оказывать содействие в сфере развития экспорта продукции посредством использования инфраструктуры ОРЦ.

Для строительства центров планируется применить инновационные технологии и расширенные мощности, позволящие снизить потери товара до 5%. Не исключено, что одновременно со строительством новых будет вестись реконструкция имеющихся овощехранилищ и производственно-логистических центров. Подобные комплексы функционируют во многих странах, предлагая аграриям полный спектр таких необходимых услуг, как проверка качества и мойка, фасовка и транспортировка, реализация товара.

Сейчас мелким хозяйствам приходится бороться за существование, продавая свой урожай за мизерные цены перекупщикам, пытаться наладить контакты с торговыми сетями, самостоятельно объединяться в небольшие оптовые центры. Но далеко не всем удается получить выгоду от такого рода взаимоотношений.

Большие деньги и малые предприниматели

Хотя досконально план Минсельхоза пока не известен, есть информация, что государство вложится лишь в размере 20% затрат на реализацию проекта, либо субсидируя капитальные расходы, либо процентные ставки по кредитам.

Несколько лет назад Ассоциация фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов предложила поровну разделить расходы на возведение подобных центров. Минсельхоз ответил категорическим отказом, лишив таким образов фермеров шансов принять участие в будущей системе. Если действительно в проекте будут прописаны четкие критерии участия в программе, в том числе размер финансовых вложений, производственные мощности и прочие ключевые пункты, то малый бизнес снова останется не у дел.

Ситуация парадоксальная, но существующая много лет: именно небольшие фермерские хозяйства производят до 80% овощей, которые им просто негде хранить, а потому практически половина продукция оказывается уничтожена. Однако государство продолжает поддерживать только те проекты по развитию и оптимизации систем хранения и сбыта, которые интересны крупным девелоперам, но игнорируют интересы малого бизнеса. Ольга Башмачникова, председательствующая в Аграрной партии России, напоминает яркий пример эксперимента в Татарстане, где появился агропромышленный парк «Казань». Созданный для удовлетворения нужд малых хозяйств, он постепенно стал местом размещения перекупщиков, которые под видом фермерских продуктов продавали товар крупных компаний.

По-настоящему действенный результат могло бы принести создание не только ОРЦ, но и муниципальных центров с достаточными мощностями для хранения и фасовки сельскохозяйственной продукции малых партий. Если бы государство хотя бы на 40% приняло участие в таком проекте, фермерства смогли бы благополучно продолжить свою деятельность.

Эксперты считают, что эффект от такого вложения государственных средств будет весомым и полезным. Малый бизнес, получив места хранения и пункты сбыта товара, повысит объемы производства, поспособствует сохранению сельских угодий, деревень и сёл, а также создадут здоровую конкуренцию на рынке продовольственной продукции.

Еще одним шагом к поддержке мелких производителей может стать указание ОРЦ оказывать услуги фермерам за разумную стоимость, содействовать в заключении сделок. Со своей стороны государство способно компенсировать определенную часть затрат центров, понесенную из-за предоставления скидок малым предпринимателям.

Есть ли будущее у ОРЦ?

Абстрагируясь от забот малых хозяйств, проект Минсельхоза имеет право на существование. По мнению членов Союза производителей овощей, создание комплексов такого рода увеличит эффективность работы каждого участника рынка, позволит беспрепятственно арендовать помещения для складирования товара, пользоваться необходимыми услугами и иметь гарантированные точки сбыта собственной продукции. Михаил Глушков уверен – даже если в федеральных округах появится по одному крупному центру, которые постепенно дополнятся локальными объектами, это коренным образом переломит ситуацию на отечественном сельскохозяйственном рынке.

На Российском инвестиционном форуме, состоявшемся в Сочи, Минсельхоз и Внешэкономбанк сообщили о готовности создания сети ОРЦ в России. Первыми «пилотными» городами станут Ростов, Казань, Новосибирск, а также Крым, для которого уже выделено 2 млрд. рублей. В среднем же программа потребует порядка 80 млрд. рублей, а вот срок окупаемости растянется на 10-13 лет или несколько меньше, если будут применены государственные меры субсидирования.

Глядя на эти цифры, возникают серьезные сомнения в желании инвесторов принять участие в столь масштабном, дорогостоящем, но и длительном в плане получения дивидендов проекте.